Банкротам дадут шанс на вторую жизнь

Дела по несостоятельности будут рассматривать в течение года, а не десятилетия, как порой происходит сегодня. А акцент при банкротстве предприятий будут делать на реабилитации, чтобы по возможности они не исчезали, а оставались в строю, сохраняя рабочие места.

Эти и другие поправки в законодательство Минэкономразвития сейчас согласовывает с Правительством и Государственно-правовым управлением при Президенте РФ. Документ может поступить в Госдуму на нулевое чтение в ближайшие недели.

Устаревший механизм

Законодательство о банкротстве в России сложилось в начале двухтысячных годов и за 20 лет безнадёжно устарело. Эффективность процедуры с каждым годом снижается: в 2020 году кредиторы по делам о несостоятельности не получили причитающиеся им три триллиона рублей. А по результатам конкурсных производств, завершившихся в 2019 году, из 2,03 триллиона рублей, включённых в реестры требований, смогли вернуть только 95,3 миллиарда рублей, или 4,7 процента. Полностью без выплат в 2019 году кредиторы остались в 68 процентах дел (в 2018 году — 65 процентов).

А вот реабилитацию стали применять реже. Так, в 2019 году суды ввели 228 процедур внешнего управления и финансового оздоровления — это всего один процент от всех процедур. В подавляющем большинстве случаев банкротство заканчивается конкурсным производством и ликвидацией предприятий, что мало способствует развитию экономики страны.

Государству выгодно, чтобы было как можно меньше процедур банкротства, пояснил «Парламентской газете», зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов: «Потому что в любом случае кто-то страдает: либо кредиторы теряют деньги, либо предприятия разоряются, теряются рабочие места, исчезает налоговая база».

Много вопросов, по его словам, сегодня вызывают и сроки процедуры, когда банкротства длятся годами, а из конкурсной массы надо ещё оплачивать работу конкурсных управляющих. При таком положении дел никто не заинтересован быстро рассчитаться с кредиторами, уверен законодатель.

На сегодня большую часть имущества продают после третьих торгов с понижением стоимости«.

«Много жалоб и вопросов по поводу реализации имущества по цене намного ниже рыночной, — также обратил внимание Иван Абрамов. — И проблем здесь много — от сговора тех же конкурсных управляющих до несовершенства законодательства. На сегодня большую часть имущества продают после третьих торгов с понижением стоимости. Здесь и много времени проходит, и не всегда выходит справедливая цена — как правило, очень большой дисконт».

Последняя утряска

Уже скоро все эти нестыковки должны уйти в прошлое. Вице-премьер Андрей Белоусов в интервью телеканалу «Россия 24» 10 февраля заявил, что для изменения ситуации Минэкономразвития подготовило законопроект, сокращающий процедуру банкротства и повышающий эффективность реабилитациии.

В частности, Белоусов рассказал о новом механизме отбора арбитражных управляющих. «Если сейчас в основном их назначает кредитор и они, как правило, защищают интересы кредиторов, то теперь будут объективные критерии, сформированные на базе специально созданной балльной оценки», — пояснил вице-премьер.

Сейчас законопроект размещён на портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения, а уже в ближайшие недели его собираются отправить в Госдуму для проведения так называемого нулевого чтения — оно позволит депутатам оценить достоинства предложенных новаций. Об этом сообщил глава министерства Максим Решетников 9 февраля на «правчасе» в Госдуме. По его словам, обновлённая редакция законопроекта сейчас проходит «утряску».

В документе станет меньше неэффективных банкротных процедур. Наблюдение, внешнее управление и финансовое оздоровление заменят конкурсным производством и реструктуризацией долгов, в ходе которых предприятие сможет договориться с кредиторами, в том числе применить дисконт по долгу. «Но там, где кредиторы будут настаивать на банкротстве, они будут нести ответственность за сгенерированные этим предприятием долги», — уточнил Решетников.

Законопроект призван решить и проблему сроков: сейчас многие предприятия банкротятся десятилетиям, продолжая вести деятельность и создавать конкуренцию на рынке, не платя налогов, а иногда и зарплат сотрудникам. Теперь это станет невозможным.

Также законопроект предусматривает изменение схемы раскрытия компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Это позволит повысить и ответственность арбитражных управляющих, и самих СРО, у которых к тому же появятся дополнительные рычаги воздействия на управляющих.

Новации коснутся и торгов по реализации имущества банкротов. Конкурсную массу аккумулируют на восьми согласованных Правительством площадках, работающих в рамках государственных заказов, — это позволит сделать процедуры более прозрачными, уверен Максим Решетников.

В сторону компромисса

В пресс-службе Минэкономразвития уведомили «Парламентскую газету», что текст проекта закона уже доработан и снова отправлен в Государственно-правовое управление.

«Законопроект дорабатывался совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, обсуждался на совещаниях у первого вице-премьера Андрея Белоусова, а также общественными организациями, ведущими банками», — сказал представитель министерства, добавив, что им удалось продвинуться в сторону компромисса.

Новая процедура реструктуризации долгов, уточнили в пресс-службе, позволит утверждать и осуществлять гибкий план с вариативностью управления должником. Это призвано спасти компании, у которых остаётся потенциал для восстановления платежеспособности.

Прилагаемые нами усилия направлены на то, чтобы бизнес не боялся применения процедуры банкротства, а, наоборот, имел возможность использовать её реабилитационный эффект».

«Сроки проведения процедур уменьшаются, — заверил представитель Минэкономразвития. — Если раньше средний срок рассмотрения дел о банкротстве составлял 2,5 года, то теперь с упрощением процедур, заблаговременным раскрытием информации о продаже в маркетплейсе и введением англо-голландского аукциона мы рассчитываем, что срок должен уменьшиться до одного года. Прилагаемые нами усилия направлены на то, чтобы бизнес не боялся применения процедуры банкротства, а, наоборот, имел возможность использовать её реабилитационный эффект».

Также собеседник уточнил, что вступление в силу ключевых изменений планируется через год со дня официального опубликования законопроекта.

Возможны поправки ко второму чтению

В Госдуме намерены провести глубокую экспертизу документа, изучив не только текущие, но и отдалённые последствия новых норм. В интервью «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета палаты по экономической политике Владимир Гутенев подчеркнул, что не всегда упрощение процедур благотворно влияет на экономику.

«Потому что основная задача не упрощать и делать банкротство комфортнее, а не допускать его, — сказал депутат. — Для этого Минэкономразвития должно создать стройную систему, которая селектирует бизнесменов, попавших в трудную ситуацию. И с учётом территориальной значимости и количества рабочих мест, которые в результате банкротства будут закрыты, принимать те или иные решения».

Парламентарий напомнил, что порой субсидирование и сохранение рабочих мест для бюджета гораздо выгоднее, чем ускоренное банкротство предприятия. «Поэтому нахождение разумного баланса между помощью в выходе из бизнеса и сохранением бизнеса и рабочих мест должно стать приоритетом. Такой подход абсолютно соответствует позиции президента и председателя Правительства», — заметил Гутенев.

Парламентарий не исключил, что в ходе работы над документом потребуются корректировки ко второму чтению.


По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в 2019 году суды признали банкротами 12 401 российскую компанию, что на 5,5 процента меньше, чем годом ранее. Наибольший рост количества банкротств зафиксирован в Ростовской области — на 24,4 процента, наибольшее снижение — в Татарстане, на 11,4 процента.

Парламентская газета

15 февраля 2021

Отзывы о публикации Написать отзыв

Напишите свой первый отзыв о товаре

Ваш отзыв о публикации

Оценка
Ваше имя *
Город
Текст отзыва *
 
Нажимая на кнопку ниже, я даю согласие на обработку персональных данных